Что такое манга?

Что такое манга?

Определения

Манга - японский синоним комиксов. За пределами Японии обозначает именно комиксы, нарисованные в японском стиле. В 2006 году объем средств, обращавшихся на общемировом рынке манга был оценен в 5 миллиардов долларов.

Манга зародилась на основе Ukiyo-e и зарубежных стилей рисования и в целом приобрела свою нынешнюю форму вскоре после Второй мировой войны. Как правило, манга выходит в черно-белом варианте, за исключением обложек и, порой нескольких первых страниц. Очень часто как только манга становится достаточно популярной, начинается создание аниме-сериалов на ее основе (порой, люди далекие от японской культуры путают понятия "аниме" и "манга"). Хотя и нечасто, но бывает, что популярные аниме адаптируют под манга (например, NGE и Cowboy Bebop). Дословный перевод "манга" означает "случайные картинки". Впервые понятие "манга" встречается в конце 18-го века, однако еще до этого в Японии существовал жанр "ukiyo-e", а еще раньше, в 12 веке существовали рисунки в стиле giga (забавные изображения животных и людей), чем-то напоминавшие современную манга.

Исторческая справка

Зарождение манга началось в период активного взаимодействия с США, когда в Японии стали появляться западные художники, объяснявшие студентам базовые понятия техники рисования (в самой Японии идея картины всегда ставилась намного выше ее технического исполнения). В тот период манга существовала в американизированном варанте - юмористические или политические буклетики с одной-четырьмя рисунками.

Своим нынешним видом манга обязана доктору Osamu Tezuka, считающемуся родоначальником современной манга, в основе которой лежит некий сюжет. В 1945году Тезука увидел анимационный мультфильм Momotarou, очень похожий на работуУолта Диснея - Fantasia. В этом мультфильме для детей была идея о том что надежда на мир и счастье существует в самые темные времена. Тезука воплотил сюжетную линию фильма и его героев в бумажный вариант комиксов. В его работе каждый эпизод фильма был лишь небольшой частью гораздо более обширного повествования. Единственным текстом в комиксах были диалоги между персонажами, что придавало особое сходство с фильмом. Кроме того, Тезука использовал в своей работе стилизованное изображение лица. Так он добился четкого отображения эмоций персонажа при максимальной простоте рисования. Так была возрождена традиция ukiyo-e в которой драматическая составляющая преобладала над физической реалистичностью рисунка. Комиксы были опубликованы в журнале для детей. Вскоре Тезука стал его владельцем. Так была основана японская манга-индустрия. Тезука перерабатывал большинство выходивших тогда мультфильмов в манга. Хотя на западе он и был известен как создатель манга и анимации для детей (например, Астро Бой), у многих его персонажей были свои трагедии. К примеру, Атом (Астро Бой) был создан в результате эксперимента ученого, пытавшегося вернуть своего погибшего сына, отец короля Льва был убит людьми-охотниками, а герой Dororo был продан своим отцом 48-демонам.

Между 1960-ми и 1970-ми годами существовали две формы японских комиксов. Манга - в одном издании выпускались эпизоды сразу нескольких (около десятка) комиксов. Гекига(Gekiga) - одна книжка - один комикс. Манга-комиксы выпускались с высокой периодичностью - до 2-х раз в неделю. Поэтому во главу угла ставилась скорость работы художников. Именно поэтому использовался упрощенный стиль рисования Тезуки, который при этом постоянно совершенствовался. Постепенно стали появляться "огромные глаза", считающиеся главной отличительной чертой манга на западе.

Напротив, в стиле гекига художники работали медленно и размеренно, подробно и вдумчиво вырисовывая своих персонажей. Поэтому технически стиль гекига считался более совершенным, однако не смог выдержать конкуренции с манга и был ассимилирован в конце 70-х. Сейчас гекига является одним из стилей манга и обозначает работы, в которых исопльзуется реалистичный стиль рисования. Из работ в стиле гекига, получивших распространение за рубежом самым известным является, пожалуй, Akira.

Кроме того, следует еще одну тенденцию тех лет - у детей стали появляться карманные деньги, достаточные для приобретения комиксов без спроса у родителей. Вот почему в работах тех лет все чаще появляются кровавые сцены и шутки на грани фола.

Хотя манга и зародилась во многом благодаря западным комиксам, теперь ее влияние несопоставимо с популярностью западных комиксов. К примеру, объем недельных продаж манга сопоставим с годовыми продажами всей индустрии комиксов! Некоторые известные манга-журналы продаются тиражом в милионы копий каждую неделю. Изначально не воспринимавшиеся как высокое искусство, аниме и манга постепенно встали на один уровень с кино и даже театром (Благодарим Хайао Миядзаки!). Несомтря на частые упреки по поводу сцен насилия и буквально-таки порнографии в манга, еще не было принято ни одного закона сколько-нибудь способного ограничить фантазию художников манга.

Стилистика

В манга существует множество техник взаимодействия со зрителем, причем многие из них уникальны.

Пузырьки диалогов. Их границы меняются в зависимости от настроения персонажа. Имеются некоторые отличия о западного стиля - к примеру, в манга очень редко употребляются прямые линии, либо цепочки пузырьков от текста к персонажу, однозначно указывающие на говорящего. Кроме того, цепочки пузырьков указывают на произношение шепотом, что может смутить западного читателя.

Линии скорости используются для того, чтобы показать динамичность сцены. При этом порой фон становится однотонным, пронизанным пучками прямых, указывающих на направление движения или опоясывающих (обозначающих колебания тела персонажа в пространстве).

Мини флэш-бэки - ключевые моменты из прошлого персонажа. Как правило, не более одного фрагмента, лишь иногда целые страницы манга заняты воспоминаниями персонажа. Обычно художники слегка затемняют фон рисунка для того чтобы отличить флэш-бэк от повествования.

Абстрактный фон - служит для акцентирования внимания на герои и передачи его настроения.

Символы - за годы развития манга были выработаны определенные понятные всем стереотипы, обозначающие определенные эмоции:

* капельки пота на лбу или лице персонажа обозначают его замешательство
* кровотечение из носа крайняя степень возбуждения
* огромные шишки
* вены, вздувающиеся на лбу в форму '+' - персонаж в ярости
* штрихование щек - смущение героя
* воздушные шарики, вылетающие изо рта персонажа обозначают его сон
* есть еще множество шаблонов в манга - сердечки, молнии, пламя
* огромное значение для передачи настроения персонажей манга имеют их глаза, а также блики в них.

Формат манга

В журналах манга как правило печатается сразу несколько работ. При общем количестве страниц от 200 до 850, на каждый комикс приходится 20-40 листов. Особо популярные серии могут выпускаться годами. После того, как серия выпускается в течении определенного времени, все ее выпуски собираются вместе и выпускаются в форме "танкобона" Эти сборники печатаются на бумаге высокого качетсва и предназначены для любителей конкретного комикса.

Перед выпуском новой серии определяется ее целевая аудитория - пол и возраст будущих читателей. К примеру, манга для мальчиков (shounen) И девочек (shojo) расставляется на разных шкафах книжных магазинов. В Японии существуют такие места, как манга-кафе или manga kissaten. В них люди приходят для того чтобы выпить кофе и почитать манга.

Традиционно манга читается справа налево. При адаптации некоторые издатели сохраняют оригинальный формат, однако многие меняют компановку страниц для того чтобы не смущать читателей. Такая практика называется "флиппингом" и постоянно критикуется как читателями, так и художниками (Страницы просто-напросто инвертируются, поэтому если персонаж носит майку с надписью "MAY", в результате она будет выглядеть как "YAM").

Жанры манга

В связи с огромной популярностью манга в Японии очень велика и конкуренция на этом рынке. Поэтому произошла его сегментация по по целевой аудитории:

* Josei (или redikomi) - женщины
* Kodomo - дети
* Seinen - мужчины
* Shojo - девушки
* Shonen - парни.

Взяла с сайта http://proanime.org/

Hosted by uCoz